Гены или социум?

Меня давно интересует этот вопрос, особенно, когда речь заходит о воспитании и развитии детей.

Джордж Карлин, американский комик и актёр, шутил: «Счастье зависит от везения и генов. Но если задуматься, то и гены — это везение».

Генетики, психологи, социологи до сих пор не нашли единой точки зрения. Что же больше влияет на человека. Формирует его как личность. Врожденные особенности или социальная среда? Набор генетических данных или условия жизни и воспитания?

Учёными доказано, что параметры мозга передаются по наследству. Интересный факт: объем коры головного мозга на 85 % - генный признак. А она, как известно, отвечает за обработку чувств и сознание человека. Контролирует связь с окружающим миром.

Когнитивная гибкость, умение думать о многих вещах одновременно, быстро переключаться с одного на другое, адаптировать мышление под ситуацию – передаётся по наследству от 40% до 80 %. Память, внимание, осмысленность, уверенность в себе, дружелюбие, жизнелюбие, тревожность – это всё уже заложено в генах.

Выходит, прав был Пифагор: «Не из каждого дерева можно выточить Меркурия» или, проще говоря, «рождённый ползать - летать не может»?

Существуют 2 термина: генотип и фенотип. Генотип – ДНК, в которых зашифрована информация о наследственности. Его изменить невозможно. Фенотип – внешние проявления генотипа. Всё то, что может описать и охарактеризовать человека. От цвета волос, глаз, кожи, черт лица, роста, массы тела до темперамента и поведения. Многие признаки фенотипа под воздействием окружающей среды можно изменить.

Внешние данные в современном мире модифицировать легко. Другой цвет волос, пластика, похудение или набор массы. А черты характера, темперамент, наличие тех или иных умений? Это зависит от влияния общества и работы над собой.

Формирование характера и личности – длительный процесс, начинающийся ещё в младенчестве. На него, кроме наследственности, существенно влияют такие факторы:

1. семейная атмосфера;

2. культура воспитания;

3. социальное окружение (родственники, друзья, коллеги);

4. историческое состояние общества;

5. профессия, сфера деятельности;

6. принадлежность к религиозному течению.

Социум, т.е. среда общения – важный фактор развития ребёнка. Гены – склонность к чему-либо, но поведение обусловлено социальной оболочкой. За него отвечает человек, его окружение. Гены – данность, поведение – альтернатива.

Козлов Николай Иванович, профессор, доктор психологических наук, главный редактор энциклопедии практической психологии «Психологос» отмечает, что негативную предрасположенность можно скорректировать путём позитивных социальных условий. И в то же время проявить скрытые возможности человека.

Например, медики рекомендуют беременным женщинам слушать классическую музыку, читать хорошие книги, посещать музеи и выставки, смотреть красивое кино. Ещё до рождения задавать культурный и социальный тон малышу. Влияние социальных и культурологических факторов на развитие личности – также широко, как и влияние генотипов. Скорее всего, правильно считать, что развитие ребенка определяют гены и социум вместе.

Существует теория, что даже привычки и манеры передаются по наследству. Поэтому, в первую очередь, необходимо вырабатывать всё прекрасное в себе, чтобы передать следующим поколениям.

При воспитании детей необходимо принимать во внимание природные данные. Стараться не предъявлять завышенных требований. Учитывать индивидуальность и уникальность.

То, что человеку даётся от природы – площадка для строительства. Какой дом будет построен на ней: ветхая хибара или прекрасный замок – определяют родители и сам ребёнок. Материалы для строительства – обучение, воспитание, трудолюбие, мораль, этика, нравственность, духовность, личный образец, правильное общение в семье, уважение и доверие.

Давайте вместе создавать хорошее будущее для ребенка.

03. 08. 2017.
Другие новости